vf

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » vf » Тестовый форум » 12


12

Сообщений 61 страница 70 из 70

61

61. Культура и цивилизация. Особенности развития современной цивилизации
Цивилизация часто противопоставляется культуре. К цивилизации относят все материальное, часто сводя ее к комфорту и набору социальных условностей, тогда как культура понимается как деятельность человеческого духа. Философы в XX в. часто обращались к понятиям цивилизации и культуры, сравнивая их содержание, и обычно цивилизация получала резко негативную оценку в противовес культуре. Освальд Шпенглер, автор книги «Закат Европы» писал: «Цивилизация есть неизбежная судьба культуры... логическое следствие, завершение и исход культуры». Однако такое противопоставление скорее нужно воспринимать как эффектное выражение разочарованний автора в собственных предпочтениях и ценностях той части общества, которую он бессознательно ассоциирует с человечеством в целом. Взгляд на цивилизацию как на некоего монстра, разрушающего духовные ценности, неправомерен уже потому, что здесь происходит подмена понятий. Он идет еще от руссоистских представлений о первобытной неиспорченности человека, которую» уничтожила цивилизация. Сказки о «первобытном рае» у современных ученых не вызывают даже улыбки, ко преодолеть дуализм мышления, заложенный христианством, оказывается сложнее. Христианские представления о четком разделений бездушной материи и божественного духа надолго затормозили изучение цивилизации и культуры как естественных форм проявления человеческого сознания, обусловленных кав: биологической необходимостью, так и особыми псбиологичеекими законами развития общества разумных существ.
Цивилизация — это социокультурное образование. Если формация включает систему общественных связей, обусловленных способом производства, безотносительно к культуре, то цивилизация является ключевым понятием, характеризующим локально-исторические образовать отличающиеся неповторимыми чертами. Поэтому в рамках одной формации могут существовать несколько цивилизации с различными характерными чертами, и наоборот, цивилизация может сохранять устойчивость и отличительные признаки, характерные именно для нее, проходя последовательно через несколько формаций. Таким устойчивым образованием, известным всем, была, например, египетская цивилизация, которую мы воспринимаем как целостность на нсех этапах развития.
Развитие цивилизации полно противоречий, очевидных составляющим ее людям. Причем противоречия явлены в повседневной жизни, в практике людей, в существовании общественно-экономических образований, но причина их скрыта от обыденного сознания. Поэтому для человека на первый план выступают разрушительные силы цивилизации, уничтожающие безусловно прекрасное — как культуру, так к человеческую жизнь. Насилие, сопровождающее любое движение общества, гибель духовного достояния, противоречие между бедностью и богатством сопровождают рост цивилизаций — как локальных, так и всечеловеческой. Но парадокс заключается в гом, что для развития и воспроизведения цивилизации необходим субъект. Этим субъектом является человек, способный воспроизводить и развивать цивилизацию. А для формирования такого человека необходимым условием является существование культуры. Без культуры нет цивилизации, но и цивилизация влияет на развитие культуры как непосредственно — освобождая временные, материальные и человеческие ресурсы для занятий непродуктивным трудом, полезность которого отнесена в некую условную сферу, так и опосредованно, давая возможность использовать для создания культурных ценностей более совершенные материалы и инструменты.
В каждый данный момент времени на нашей планете могут сосуществовать как множество цивилизаций в рамках земной цивилизации, так и множество культур в рамках конкретных цивилизаций. Их своеобразие предполагает как уникальность каждой культуры, так и наличие общих черт, обусловленных общими предпосылками возникновения и развития. Такими предпосылками можно считать и биологические и эволюционные законы, и общие в самом широком смысле геофизические условия существования культур и цивилизаций. Поэтому при всем различии в культурах можно найти нечто общее, что позволяет устанавливать продуктивные связи между ними. Любая культура включает и себя принцип преодоления и усвоения чужого, благодаря чему возможны процессы взаимопроникновения, взаимообмена культур. Сложность этих процессов не уменьшает их значимости для развития цивилизации.
В настоящее время наблюдается возможность увидеть окончательную дегуманизацию общества, "обесчеловечивание" личности, что само по себе, говоря общими словами, есть процесс и результат отрыва функции какой-либо из систем от ее основы, ведущий к вырождению ее (системы) сущности. Таким образом, возникает проблема отчуждения человека от культуры, искусства, производства. И все это следствие кризиса техногенной цивилизации и утраты системы ценностей человека и общества. Вполне очевидно, что при этом разрушается целостность личности, происходит самоотчуждение человека и его обезличивание. В конечном счете, это результат господства идеалов рационализма, культа науки и техники, утраты многими людьми частной собственности. Хотя последнее можно считать следствием преобладания идеалов рационализма.
Культ науки и техники можно назвать побочным явлением цивилизации. Результатом культа науки может стать рождение так называемой псевдонауки, то есть области невостребованных практикой знании, или знания ради знаний, и ничего более.
Здесь необходимо поговорить и об образовании, так как оно является основой для науки и развития человечества вообще. Сегодня образование хотят получить многие. И среди них немало тех, кто делает это лишь для получения "корочек", "плюса" при поиске работы. Но и из той части молодежи, которая стремится стать образованной, культурной, высоконравственной система образования способна сделать людей, утративших интерес к познанию и творчеству, посредством формализма знании.
Глобализация является одной из наиболее существенных особенностей развития современной цивилизации. Проявление ее многогранны: от всё большей роли транснациональных компаний в развитии экономики различных стран до распространения на такие сферы как культура, спорт и др. Собственно уже сейчас внутренний валовой продукт (ВВП) ряда корпораций и фирм существенно превышает ВВП средних и даже крупных государств, а возникновение Интернета, развитие современных средств транспорта, связи и телекоммуникаций существенно стирает грани между государствами.
Современная цивилизация находится на переломном этапе, этапе перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Она характеризуется своими особенностями и противоречиями. Основу современной цивилизации составляет научно-технический и информационный прогресс. Научно-технический прогресс произвел революционный переворот в системе производительных сил общества, ведущими направлениями в которых стали микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, лазерная техника, приборостроение, ядерная энергетика и др. Все это привело к беспрецедентному повышению производительности труда. Было время, когда все жители должны были заниматься производством и добыванием продуктов, необходимых для обеспечения жизни. Затем на 15 трудящихся мог не работать 1 человек. Уровень производительности труда в современном производстве позволяет 1 человеку производить столько, что 15 могут не работать. Характер и уровень современного производства таковы, что человечество впервые за всю свою историю имеет материальную возможность создать нормальные условия для жизни каждого человека. Правда, эта возможность пока еще остается нереализованной. Развитие современного производства ведет к колоссальному увеличению массы и ассортимента продуктов и товаров, материальных благ и услуг, потребных для жизни людей. Все это делает жизнь человека более богатой и многогранной.
Научно-технический прогресс вызывает изменения в социальной структуре общества. В ней все большее место занимают социальные слои и группы, связанные с развитием производственных отраслей и сфер жизни, определяющих состояние и развитие современной цивилизации. Изменяются характер и содержание труда, осуществляется переход к более сложным видам труда, создающим в единицу времени значительно больше продукции.
В сложившейся ситуации существенно возрастают требования к человеку как агенту производственного процесса и главной производительной силе общества. Необходимо существенное повышение общей культуры, способствующей формированию широкого кругозора личности. Таким образом, процессы, происходящие в современном мире, предъявляют к человеку новые требования, изменяют его.

0

62

62. Философские проблемы этногенеза
Этногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение»), этническая история — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.
Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.
В этнографии различают два исторических типа этногенеза:
Этногенез, имевший место в условиях первобытнообщинного и докапиталистического обществ и приведший в раннефеодальный период к образованию народностей.
Этногенез современного типа на базе уже сформировавшихся народов (особенно ярким примером такого этногенеза в наше время могут считаться США, где в одном «котле» варятся представители нескольких волн иммиграции из Западной и Восточной Европы, Палестины, арабского мира вообще, Южной и Юго-Восточной Азии, Китая и Японии, потомки африканских рабов и испано-индейского населения Латинской Америки).
Этногенез характеризуется взаимосвязью двух видов этногенетических процессов — консолидацией автохтонных (родственных и неродственных) этнических компонентов и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов).
В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для нового этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик, отличающие его от иных (в том числе соседствующих) этносов. У членов новой этнической общности появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание — этноним (например, американцы или заявленная, но не состоявшаяся, новая общность «советских людей»).
При изучении этногенеза определённого народа привлекаются данные смежных наук — этнографии, антропологии, археологии, сравнительного языкознания.
Пассиона́рная тео́рия этногене́за — историческая и этнологическая теория, описывающая исторический процесс, как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Разработана Львом Гумилёвым.
Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.
Суперэтнос
Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы.
Этнос
Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Пример: русские.
Субэтнос, конвиксия и консорция
части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.
Этническая системе более высокого порядка обычно существует дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

0

63

63. Социальный прогресс. Концепции устойчивого развития
Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. В развитии докапиталистических формаций многообразие и острота политических событий сочетались с крайне медленным изменением социально-экономических основ общественной жизни. Для большинства античных авторов истории - простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего "золотого века" (Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель,Полибий). Христианская историософия рассматривает историю как процесс, идущий в определенном направлении, как движение к некоей предустановленной цели, лежащей за рамками действительной истории. Идея исторического прогресса родилась не из христианской эсхатологии, и из ее отрицания.
Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом,уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного познания: уже Ф.Бэкон и Р.Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прог ресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).
Просветительские теории прогресса обосновали ломку феодальных отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопического социализма. Но рационалистическим теориям прогресса был чужд историзм. Прогресс общества в теориях просветителей имел телеологический характер, они возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии буржуазии. Вместе с тем уже Вико и особенно Руссо указывали на противоречивый характер исторического развития.Романтическая историография начала XIX века в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной органической эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Более глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической "историчес кой школы". Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой.
Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция исто рического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные философские и социологические теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие прогресс и предлагающие заменить это понятие либо идей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби,Сорокин), либо "нейтральным" понятием "социального изменения". Широкое распространение получают также различные концепции "конца истории" и пессимистические антиутопии. В этом же духе интерпретируются многие глобальные проблемы современности - экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, угрозаядерной войны, сохранение психического и физиологического здоровьянаселения.
Устойчивое развитие — процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы. Теория и практика показали, что экологическая составляющая является неотъемлемой частью человеческого развития. В основе деятельности Международной комиссии по окружающей среде и развитию и её заключительного доклада «Наше общее будущее» была положена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития.
Экономическая составляющая
Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимного природного капитала).
Социальная составляющая
Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в недоминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.
Экологическая составляющая
С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

0

64

64. Социально-философские проблемы глобализации
В последние годы в научной и общественно-политической литературе, а также в выступлениях ученых, политических и общественных деятелей различных стран мира все чаще используется термин «глобализация». Причина этого заключается в том, что процесс глобализации общества становится важнейшей отличительной чертой развития цивилизации в 21-м веке. Так, например, известно высказывание Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, в котором он утверждает, что: «Глобализация действительно определяет нашу эпоху».
Глобализация общества представляет собой «долгосрочный процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе. При этом слово «глобализация» подразумевает переход ко «всемирности», глобальности (globality). То есть к более взаимосвязанной мировой системе, в которой взаимозависимые сети и потоки преодолевают традиционные границы или же делают их несоответствующими современной действительности» [1].
Существует мнение, что понятие «глобализация» предполагает также и осознание мировым сообществом единства человечества, существования общих глобальных проблем и единых для всего мира основных норм.
Важнейшей характеристикой процесса глобализации общества в долгосрочном плане является движение к международной интеграции, т.е. к объединению человечества во всемирном масштабе в единый социальный организм. Ведь интеграция – это соединение различных элементов  в единое целое. Поэтому и глобализация общества предполагает его переход не только к глобальному рынку и международному разделению труда, но также и к общим правовым нормам, к единым стандартам в области правосудия и государственного управления.
Ожидается, что в результате этого процесса население нашей планеты придет, в конечном итоге, к осознанию себя как целостного организма и единого политического сообщества. И это, конечно же, будет качественно новым уровнем развития цивилизации. Ведь благодаря научным достижениям в области общей теории систем мы знаем, что любая сложная и высокоорганизованная система есть нечто большее, чем простая сумма ее составных частей. Она всегда обладает принципиально новыми свойствами, которые не могут быть присущими ни одному из ее отдельно взятых компонентов, ни даже некоторой их совокупности. В этом, собственно, и проявляется синергетический эффект самоорганизации сложных систем. 
Таким образом, процесс глобализации человеческого общества можно рассматривать как вполне закономерный этап его эволюции. И результатом этого этапа должен стать переход общества на новую, более высокую ступень развития.
Можно прогнозировать, что глобализованное общество будет обладать существенно большей целостностью по сравнению с существующим. В то же время в процессе глобализации общества уже сегодня можно наблюдать ряд деструктивных факторов, которые деформируют и даже вовсе разрушают отдельные структурные компоненты общества и, следовательно, должны будут привести его к частичной деградации. В последние годы эти факторы все более заметно проявляют себя в сфере культуры.
Анализ показывает, что глобализация общества обусловлена целым рядом факторов, наиболее важными из которых являются следующие.
Технологические факторы, связанные с бурным развитием новых технологий и переходом развитых стран мира к новому технологическому укладу общественного производства. Высокая эффективность новых технологий, которые позволяют не только производить высококачественную продукцию, но также и сокращать при этом затраты природных ресурсов, энергии и социального времени, делают эти технологии все более важной и привлекательной частью мирового рынка товаров и услуг [3]. Поэтому их распространение в глобальном масштабе и является одной из ведущих тенденций развития современной цивилизации. Прогнозы свидетельствуют, что в ближайшие десятилетия эта тенденция будет только усиливаться.
Экономические факторы, связанные с развитием транснациональных промышленных корпораций (ТНК) и все более широким распространением международного разделения труда. Уже сегодня основная доля высокотехнологичной продукции производится именно в рамках ТНК, которые владеют значительной частью производственных фондов и создают более половины всего валового продукта в мире. 
Развитие ТНК влечет за собой глобализацию производственных связей, методов организации труда и сбыта готовой продукции, формирование унифицированной производственной культуры общества и соответствующей этой культуре этики и нормативов поведения людей, а также теории и практики управления трудовыми коллективами.
Информационные факторы, связанные с развитием глобальных сетей радио и телевидения, телефонной и факсимильной связи, компьютерных информационно-телекоммуникационных сетей и новых информационных технологий. Бурное и все еще нарастающее развитие средств информатики и их все более широкое проникновение во все сферы жизнедеятельности общества превратили его информатизацию в глобальный социотехнологический процесс, который в ближайшие десятилетия будет, безусловно, оставаться доминантой научно-технического, экономического и социального развития общества.
Геополитические факторы глобализации общества связаны, главным образом, с осознанием необходимости консолидации мирового сообщества перед лицом общих угроз, противостоять которым достаточно эффективно можно лишь объединенными усилиями. Осознание такой необходимости началось еще в середине 20-го века, когда была создана Организация Объединенных Наций – первый достаточно влиятельный международный орган, предназначенный для предотвращения военных конфликтов политическими методами.
Однако сегодня, сама идеология глобализма существенным образом изменилась. Теперь мы имеем дело с его совершенно новой формой – неоглобализмом, который преследует совершенно иные стратегические цели. Суть этих целей состоит в том, чтобы любыми путями обеспечить доступ ограниченного количества населения нашей планеты, а именно - населения развитых стран Запада (так называемого «золотого миллиарда») к сырьевым и энергетическим ресурсам планеты, большая часть которых расположена на территории России и стран «третьего мира», которые в дальнейшем будут обречены на нищенское существование в роли сырьевых колоний и мест для складирования промышленных отходов.
Идеология неоглобализма уже не предусматривает развития науки, образования и высоких технологий. Она также и не навязывает обществу никаких разумных самоограничений ни материального, ни морального плана. Наоборот, сегодня поощряются самые низменные инстинкты человека, сознание которого фокусируется на удовлетворении чувственных потребностей «здесь и сейчас» в ущерб его духовному развитию и планам на будущее.
Единственным препятствием, которое сегодня стоит на пути распространения идеологии неоглобализма во всем мире, являются крупные национальные государства, где все еще сильны традиционные духовные ценности, такие, как патриотизм и служение своему народу, социальная ответственность, уважение к своей истории и культуре, любовь к родной земле. Все эти ценности неоглобалисты сегодня объявляют устаревшими и не соответствующими реалиям нового времени, где господствуют воинствующий либерализм, экономический рационализм и частнособственнические инстинкты.
Опыт национального строительства в таких странах, как Австралия, Мексика, Сингапур,  убедительно свидетельствует о том, что при использовании многорасового подхода в государственной культурологической политике можно добиться необходимого равновесия в сочетании общенациональных и этнических интересов, которое и является важнейшим условием для обеспечения социальной стабильности в обществе даже в условиях его нарастающей глобализации.

0

65

65. Эстетический идеал современности и проблема прекрасного
В XX в. наблюдается отход от ценностей классичес¬кого искусства, их радикальное переосмысление, вплоть до противопоставления прежним эстетическим принци¬пам новых художественных концепций, осуществив¬шихся в практике модернизма и постмодернизма.
Предшествовавшая XX веку история искусства и эстетическая теория свои ценностные параметры со-прягали преимущественно с познавательной природой творчества. В научном обиходе мыслителей и художни-ков преобладали понятия мимезиса, подражания, вос¬произведения, отражения. Искусство сравнивали с зеркалом, обращенным к внешнему миру. Оно так или иначе стремилось к отображению всего прекрасного и гармоничного, будь-то античный Космос, средневеко¬вый Бог, ренессансная Природа или идеалы Добра и Истины эпохи Просвещения. И лишь в XX веке впер¬вые за всю историю зеркало искусства резко поверну¬лось на 180 градусов, обратившись к внутреннему миру человека. Главенствующей стала идея самовы¬ражения художника. Оно заговорило о человеке не со стороны, а заглянув внутрь его самого. Резкая переме¬на в ценностной ориентации искусства объясняется крушением прежних идеалов, в особенности просве¬тительских, обещавших благоденствие человеку и жи¬вотворное преобразование общества и культуры. Та¬кой поворот в общественном сознании предвещали представители философии жизни, персонализма и эк¬зистенциализма. Искусство перестало воспринимать¬ся как отсвет внешнего мира, как нечто вторичное, напротив, все чаще подчеркивались его автономность, самоценность, самодостаточность, оригинальность ху¬дожественной реальности. «Не храмом, не школой, не зеркалом, трибуной или кафедрой должен быть театр, а только театром» — убеждал в статье «Апология теат¬ральности» (1907) крупный драматург, режиссер и композитор Н. Евреинов.
Но вот со второй половины XX века и, чем ближе к рубежу тысячелетий, тем увереннее заявляет о себе постмодернизм. Признание самодостаточности произведения достигает таких пределов, что оно практически не дистанцируется от внешнего мира и подобно древнему мифу становится такой же ре¬альностью, как и все вокруг. Т. Адорно заметил, что современное искусство часто отказывается от катар¬сиса, дабы публика не сопереживала трагическому, а испытывала бы его непосредственно на себе. В резуль^ тате снятия эстетической дистанции между искусст¬вом и жизнью исчезает и классический эффект ка-тарсического воздействия, разрядки.
Постмодернизм отказывается от ценностей клас¬сической эстетики. В нем, согласно терминологии Ниц-ше, аполлоническое вытесняется дионисийским, гар¬моническая упорядоченность классических образцов сменяется дисгармоничностью и алогизмом. В художе¬ственном процессе отсутствует сколько-нибудь опре-деленная творческая доминанта, как это было харак¬терно другим культурно-историческим эпохам. Зерка¬ло искусства завертелось во все стороны, создавая калейдоскопические картины. Постмодернизм с его философией ризомности (деконструктивизма) отрица¬ет структурную целостность форм, отдавая предпочте¬ние мозаичности и эклектизму. Концептуалисты выби¬рают энтропию, абсурд, хаос.
В историко-эстетических реминисценциях, в диа-хромном звучании художественных идей ближайшего и давнего времени, сталкивая и манипулируя концеп¬циями и цитатами, постмодернизм предстал и преус¬пел как коллективный социальный пересмешник. По¬чти все у него пронизано иронией, двусмысленностью, игрой. Только игрой без правил, в отличие от традици¬онного искусства, где у игры какие-то правила есть всегда. Поэтому, несмотря на свой нередкий скепти¬цизм, постмодернизм не удручает, как думают многие. Он приглашает поучаствовать в своих играх, отвлекая от однообразия будней и серьезности жизненных про¬блем. Часто слышны сомнения — искусство ли это? Да, конечно, ибо отвечает основным его критериям: есть и чувственно-созерцаемая форма, и «незаинтересован¬ность суждений вкуса».
В практику современного искусства активно втор¬гаются новые формы, перерождаются прежние его черты. Динамизация жизненных процессов, ускорение и усложнение социальной полиритмии способствовали рождению формы клипа. Это явление межвидового искусства. Ограниченность во времени, строгий хроно-метраж, множественная внутренняя трансформация, перетекание и зыбкость образов, неожиданная ориги-нальная смена картин делают клиповость востребован¬ной в различных областях эстетической практики.
Феномен визуальной доминанты в искусстве и куль¬туре заявил о себе сравнительно давно. Он находит свое развитие в возникновении нового идеографического жанра, представляющего собой синтез изобразительно¬го и словесного ряда. В частности, в творчестве А. Воз¬несенского это проявляется как идеографическая по¬эзия. Возникают так называемые видеомы, которые можно смотреть и читать одновременно, в результате чего рождаются новые художественные смыслы. Про¬цессы ускорения и динамизации в искусстве прояви¬лись в различных перформенсах — кратковременных представлениях в живом общении. Это бабочки-одно¬дневки, не имеющие будущего. Та же тенденция часто способствует уплотнению новых версий театральной инсценировки классики.
Суперполифонизм — явление художественных наслоений не только музыкальных структур; он стал часто встречаться в изобразительном искусстве, когда сквозь одно изображение на живописном полотне проступает другое. То же происходит в кинематогра¬фе средствами вертикального монтажа.
Искусство все чаще обращается к камерным фор¬мам — явление симптоматичное не только с художе-ственной, но и с экономической точки зрения. В теат¬рах наблюдается отчетливая тенденция к дроблению, сокращению трупп, появлению малых сцен; отдается предпочтение соответствующему репертуару.
Знаком времени явилась эротизация. Искусство вновь обратилось к телу. Такое история искусства переживало неоднократно начиная с Античности. Эро¬тизация искусства XX века в чем-то сродни ренессан-сным проявлениям, когда после средневековых запре¬тов ошеломленный мир вновь почувствовал вкус гедо¬низма, в различных формах сохранившийся в класси¬цизме, рококо и романтизме. Слова Бердяева о том, что «все подлинно гениальное эротично» имеет весомое подтверждение. Правда, XX век в этом отношении ча¬сто бывал далек от художественных высот предшеству¬ющих времен.
С большей определенностью о современных тен¬денциях в культуре и искусстве можно будет сказать через два-три десятилетия. Сегодня возможны лишь штрихи к портрету.
В наше время весьма распространенной стала мысль, тревога и беспокойство по поводу кризиса куль-туры. Впервые об этом громко заявили Руссо, Шпенг¬лер, Бердяев, Ортега-и-Гассета. Действительно, молох цивилизации, искушение материальными ценностями и глобальные проблемы все агрессивнее дают о себе знать. Но ведь именно этим и обусловлена резкая пе¬реоценка ценностей в культуре и искусстве. Не свиде-тельствует ли это о приходе на смену прежней другой, новой культуры, ценности которой нами пока еще смутно осознаются, порой кажутся чуждыми. Не по¬спешны ли в таком случае выводы о кризисе культуры.
Крутые перемены в общественной жизни вызвали столь же адекватную реакцию культуры. Она адапти-руется к новой эпохе и, как было всегда, способна влиять на новые цивилизационные процессы. И. Брод¬ский написал: «Эпоха на колесах не догонит босого поэта». Что это крик отчаяния? А может быть он прав и можно верить поэту, написавшему эти строки, и ... тому поэту, о ком они написаны.

0

66

66. Проблемы морали. Особенности современного нравственного сознания
Этика как наука о морали исследует процесс мо¬тивации поведения, подвергает критическому рассмот-рению общие ориентации жизнедеятельности, обосно¬вывает необходимость и наиболее целесообразную форму правил совместного общежития людей, которые они готовы принять по их взаимному согласию и ис-полнять на основе добровольного намерения.
Этика изучает пове¬дение, развивающееся на основе моральных мотивов, выявляет причины, порождающие такие мотивы, общественные условия их воспроизводства, т. е. те факто¬ры, которые позволяют с определенной степенью уве¬ренности говорить о том, что моральные мотивы имеются не у какого-то одного человека, а у многих людей, что в обществе существуют и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения.
Термин этика введен Аристотелем для обозначе¬ния той части его учения, в которой рассматривается направленность и способы регуляции человеческого поведения. Этимологически термин этика происходит от греческого слова Ethos, обозначавшего совместное жилище (Илиада), обычай, темперамент, характер. Moralis — римское слово, использованное Цицероном для перевода греческого слова этический. В совре¬менном словоупотреблении в русском языке под мора¬лью в основном понимаются реально существующие правы, нравственные отношения, а под этикой — имен¬но наука о морали.
Мораль как таковая появляется в истории общества именно тогда, когда возникает свобода выбора, когда оказывается возмож¬ным жить по-разному, предпочесть одну или другую систему ценностей. Сделать такой выбор возможно лишь в соответствии с некоторой идеей, на основе противопоставления «истинных» и ложных целей бы¬тия за счет утверждения представления о том, в чем заключено действительное назначение человека. Эти¬ка как система теоретического знания и подвергает критическому рассмотрению некоторую ценностную идею, показывает практические последствия, преиму¬щества ее воплощения в жизнь. Поведение в соответствии с моральными нормами часто выглядит как необычное в привычном смысле борьбы за существование, стремления к реализации своих интересов.
Соотнося свои тезисы с уже существующими в обществе нормами морали, теоретики морали в своих пгических теориях пытаются доказать целесообразность этих норм, разъяснить каждому человеку необхо-димость их выполнения, его личную заинтересованность в этом.
В исторической тенденции развития общества жизнь человека все более индивидуализируется, обсто-ятельства, в которых приходится принимать решения, становятся более разнообразными, возможность от-дельной личности повлиять на характер событий за счет своего нравственного выбора в принципе увели-чивается. Хотя этой тенденции и противодействуют многие факторы, связанные с массовой культурой, идеологией, информационной революцией, поведение современного человека все-таки более свободно, по сравнению, скажем, с условиями жизни в сословно организованном обществе, где отдельный индивид прежде всего подчинен традиции, где весь режим его существования оказывается в основном жестко регла-ментированным. Это означает, что возрастает степень индивидуальной ответственности и, соответственно, усложняется процесс мотивации.
Необходимость развития этики как науки о мора¬ли и связанная с ее существованием общественная (культурная) функция нравственного просвещения, более всего нужны для облегчения процесса индиви-дуальной мотивации. Мотивация— это осознанное осмысление целей предполагаемого поступка. Она осуществляется с разных сторон. С точки зрения ути¬литарной (какие цели может достичь данный поступок в смысле обеспечения условий жизни), технологичес¬кой (какие конкретные цели в смысле предметного пре-образования он приносит), гедонистической (это пове¬дение, прямо направленное на получение каких-то чув-ственных удовольствий), прагматической (это более сложные, по сравнению с непосредственными чув-ственными удовольствиями, цели, которые зависят и от самого субъекта и от обстоятельств, в которых раз-ворачивается индивидуальная жизнь, например — та-к не как престиж, карьера, месть и т. д.), и, наконец, — собственно нравственной, т. е. с точки зрения обдумы¬вания того насколько человек своими действиями ущем-ляет или не ущемляет, развивает или не развивает щи (фесы других людей, приносит пользу или вред (обществу, развивает или не развивает свои обществен¬но ценные качества. Некоторые из перечисленных характеристик мо¬гут составлять предмет не только моральных, но и правовых оценок, попадать под действие юридических норм. Однако в морали человек обязательно рассматривается в качестве со-творца выполняемой им нормы и принимает ее добровольно в силу убеждения в ее целесообразности.
Ситуация морального выбора возникает тогда, ког¬да проявляет себя противоречие между личным инте¬ресом и такими условиями общественной жизни, кото¬рые оказываются несовместимыми с определенными возможностями его удовлетворения. Эта ситуация, в которой предполагаемое поведение вступает в конфликт с принятыми в обществе моральными нормами, кото¬рые известны личности, в определенной степени вошли в глубинные структуры ее собственной психической организации, стали автоматизмами поведения, поэтому выбор сопровождается эмоциональным напряжением, тем, что может быть названо психологическим диском¬фортом. Другая ситуация выбора — это ситуация, когда человек отказывается от одних своих желаний ради удовлетворения других, рассматриваемых в качестве более высоких, в большей мере отвечающих назначе¬нию человека, в глобальном смысле — когда человек отказывается от одной своей природы, ради того, чтобы сформировать другую, более высокую, способную обес¬печить иной уровень бытия, на основе новых, приобре¬тенных способностей и потребностей. Понятно, что та¬кое поведение не может строится без какого-то пред¬ставления человека о себе самом, о целях его жизни
Объектом воздействия этического знания стано¬вится также вся система существующих в общестпе социальных норм, содержание которых может уточняться, получать более точную вербальную формулировку за счет работы этической мысли, если речь идет о соб¬ственно моральных нормах.
Основные проблемы этики:
Проблема критериев добра и зла
Проблема счастья
Проблема смысла жизни и назначения человека
Под постмодернизмом в общегуманитарной лексике понимается совокупность культурных тенденций и практик, характерных для западного общества и его самосознания периода двух-трех завершающих XX в. десятилетий. По-видимому, вернее всего понимать термин "постмодернизм" как обозначение нынешнего "состояния" общества, или того текущего момента, который открыт для разнообразных интерпретаций, демонстрируя при этом некоторые повторяющиеся черты. Попытка осмыслить себя в современности и тем самым обрести хотя бы минимальную дистанцию в отношении происходящего и выражается нестрогим термином "постмодернизм". Указанное состояние касается самих оснований субъективности и связанной с ней идентичности - личной, групповой, общественной.
Современные философы, которых обычно именуют постмодернистами, говорят о децентрированной субъективности, субъективности, переставшей быть опорой и исходной точкой познания, более того - понимаемой как исторически обусловленная форма. Такой взгляд в области социальной реальности коррелирует с дроблением и плюрализацией социальных ролей, с новыми - множественными - способами включения в индивидуальные и коллективные взаимоотношения. На разных уровнях постмодернизм осознается как исчерпанность системы (либеральных) ценностей и даже целой традиции, вдохновленной идеей прогресса. Ситуация конца историй (Ф. Фукуяма), постиндустриального общества, отмеченного тотальным производством знаков, чем и объясняется его симулятивный, "гиперреальный" характер (Ж. Бодрийяр), утрата привычных оппозиционных членений, имевших, казалось бы, непосредственное отношение к самому порядку вещей (Восток - Запад, мужское - женское, высокое - низкое, реальное - воображаемое, субъект - объект и т.п.), - все это симптомы изменившегося состояния и в то же время формы его первичной концептуализации, как раз в своем единстве и образующие то, что принято именовать постмодернизмом. Понятно, что к числу таковых относятся и современные этические размышления.

0

67

67. Искусство как форма духовной деятельности
Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»).
В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.
      Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом.
Философия дает следующее определение искусства. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства.  Эстетические представления людей, закрепленные художественными средствами в произведении искусства, называются художественными образами. Главным в искусстве является именно художественный образ, а не его материальное основание (краски, звуки, слова и т.д.), которое существует не самостоятельно, а только в слиянии с художественным образом.
Искусство обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи-образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития.
Из того, что искусство служит средством самовыражения человечества, следует и то, что предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеют своим предметом человека; существуют и психология, и социология, и этика, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек — тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо учиться прежде, чем он станет понятен.
Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под воздействием исторической действительности. Это проявляется в том, что степень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнем развития экономики. Например, когда в Англии появился Шекспир, в ней не наблюдалось хозяйственного расцвета; искусство и философия в России XIX века достигли высокого развития несмотря на экономическую отсталость страны. Искусство, как форма общественного сознания, не только отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие, что присутствует в некоторых функциях искусства.
      Искусство выполняет следующие функции:
. познавательную. Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о  мире;
. мировоззренческую. Выражает в художественной форме определенные чувства и представления;
. воспитательную. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом;
. эстетическую. Формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало людей;
. гедонистическую. Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника;
. коммуникативную. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали);
. прогностическую. Произведения искусства зачастую обладают элементами предвидения;
. медико-оздоровительную. Например, такое воздействие может оказывать музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние;
. компенсаторное. Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях.

0

68

68. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Смысл человеческого бытия
Обращаясь к культурам прошлого и современности можно увидеть отсутствие единого представления о совершенном человеке. Данный факт может привести либо к релятивизму, либо к догматизму. В первом случае признание относительности общезначимых норм чрезвычайно затрудняет совместную жизнь людей, которая основывается на общих или взаимодополнимых ценностях, идеалах, смыслах. Во втором, может насаждаться такая культура, которая, рассматривая богатство, многообразие действительности как помеху к единению, будет стремиться все унифицировать, сделать единообразным. И релятивизм и догматизм не нацеливают на поиск истины, а это опасно для человеческого существования. Поэтому общество, где люди свободны, т.е. определяют свою жизнь сами, заинтересовано в том чтобы они самостоятельно умели мыслить, выбрать из множества представлений оптимальное, творить наилучшее.
Античность: Сократ. В античности человек мыслился как часть Вселенной, как малый мир, микрокосмос. Совершенный человек, соответственно, это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида. Ведь в этом случае обретается подлинное счастье и/или невозмутимость духа. Человек уже не является пешкой в неведомой игре, а становится актером, талантливо играющим роль, предложенную ему Судьбой. Участие в драме жизни - участь героев: во-первых, необходимо уметь победить врагов как внешних, так и внутренних; во-вторых, мужественно принять неизбежное.
Христианство: Иисус Христос. Наполеон говорил, что всю жизнь стремился завоевать сердца людей, а Христос это сделал без войска и миллионы его последователей умирают за него. Итак, совершенный человек в христианстве - это второй Адам, Иисус Христос. Особую роль в данной религиозной традиции отводят не столько человеческому разуму, поврежденному грехопадением, сколько Откровению Бога. Согласно Библии человек это прах и пепел, глина, которая оживлена Божьим дыханием. Таким образом, человек полностью зависит от Бога, единственного подателя жизни во Вселенной. Однако первый человек Адам, нарушив Божий закон любви, отделил себя от Жизни. Для того чтобы вернуть людям утраченное положение, Бог наказание за совершенное преступление перенес на Себя. Сын Божий (Второе Лицо Троицы, Бог Слово) в определенное время стал человеком. Одним из самых тяжелых искушений для Него было, пожалуй, смирение. Но, там, где первый Адам пал, второй Адам победил: Бог Сын подавил стремления плотского "Я" помыкать другими, жить для себя. Иисус, находясь в грешном теле, полностью исполнил волю Отца, искупив своей смертью человеческий род от наказания. Своей жизнью и смертью Христос явил характер Божьей любви. Следуя за Христом, человек распинает силой Божией свои грехи, тем самым освобождаясь от власти беззакония и смерти. Бог наделяет человека самобытностью, способностью к творчеству, истинным знанием о духовном мире, способностью любить. Таким образом, благодаря Христу человек становится личностью, богом.
Новое время: Фауст. В Новое время с ослаблением античного и средневекового чувства греховности появилось представление о могуществе человека и божественной силе его интеллекта, посредством которого он может господствовать над природой. Человеческому разуму были предписаны все способности Логоса, Бога: постигать истину, целеполагать, системосозидать, упорядочивать хаос эмпирического бытия, конституировать мир явлений и т.д. Наряду с возвеличиванием человека и его разума, происходит обожествление природы и культуры. Совершенный человек эпохи Нового времени - это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь.
ХХ век: Сизиф. Научное миропонимание включает в себя объяснение Вселенной и человека путем использования эмпирических наблюдений и общих логических операций для построения теоретической модели мира в целом на основе принципа натурализма. Ориентация на последний привела к крушению антропоцентризма. Согласно естественнонаучному направлению, мир сам по себе не имеет разумности и цели, нравственное существование человека в нем возможно лишь на основе мыслящего самосознания, призванного во мгле бытия "собою заменять свет звезд". Человек, вынужденный искать опору лишь в себе, теряет ориентацию и единство самопонимания (Х. Ортега-и-Гассет, Э. Кассирер, М. Шелер и др.). Так, в экзистенциализме А. Камю преодоление абсурда является важнейшей задачей человека. Ведь мы движемся к небытию, но в то же время надо выдержать, выстоять в напряженном соотношении между нашей любовью к жизни и неизбежностью смерти. Поэтому для части наших современников совершенным человеком является образ древнегреческого героя Сизифа, упорно совершающим свой бессмысленный труд. Перефразируя Тертуллиана можно так выразить лозунг атеистического экзистенциализма: "Живу, ибо абсурдно".
Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития философии был в центре внимания и был тесно переплетен с системой другими этическими вопросами – о жизни и смерти, добре и зле, совести и вере, свободе воли и предопределенности etc.
В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур и киренаики — в избежании неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики — в является жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться и т.д.
До XVII века европейская философская мысль базировалась на теологической базе, заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским. В Учении Августина конечную цель человеческих устремлений составляет блаженство. Оно заключается в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе»  в единении с Богом в «царстве Божьем».
XVII-XVIII  век кроме расцвета науки принес ослабление влияния церкви и христианской этики. Постепенно как и в античной философии, вновь появиляется разнообразие в воззрениях на смысл жизни в различных философских системах. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс и Энгельс — в борьбе за коммунистические идеалы, Ницше — в «воле к власти», английский философ XIX века Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха.
Идеалистические и особенно христианские религиозные учения, позволяют сделать достаточно логичные построения для нахождения смысла человеческого существования. В работах русских философов начала XX века Бердяева, Франка, Соловьева, Трубецкого и др. вопрос о вере в бога становится главным условиям наличия смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится затруднительным и в полный рост встают сложно разрешимые этические проблемы.
Особо следует отметить роль экзистенциальной философии, которая берет начало в творчестве Сьерена Кьеркегора. В XX веке Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс и др. рассматривают «жизнь как бытие к смерти». Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Таким образом, в экзистенциальной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла. Другим важным постулатом экзистенциализма является отрицание универсального смысла, смысл жизни может быть только уникальным, как уникальна человеческая индивидуальность.

0

69

69. Свобода и ответственность человека и общества. Этика ненасилия
Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.
Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: "свобода есть познанная необходимость". Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом выражается свобода воли человека.
Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.
Ненасилие впервые было проповедовано при раннем христианстве. Идеал ненасилия, сформулированный в Нагорной проповеди Иисуса Христа в качестве средоточия духовных усилий человека, обозначил резкий поворот в истории европейской культуры. Заповеди непротивления злу насилием, любви к врагам были настолько же ясными, насколько и парадоксальными; они до такой степени противоречили здравому смыслу, природным инстинктам и социальным мотивам человека, что сохраняли с действительностью лишь отрицательную связь. Если бы общество в его нынешнем состоянии буквально последовало моральным заветам Евангелий, это привело бы к его немедленной гибели", — пишет Уайтхед.
Однако самое удивительное состоит в том, что способ поведения по заповеди ничуть не меняется (разве что становится еще более заповедальным из-за того, что приходится действовать в чужеродной среде, где принято бить по щекам. Точно гак же математик ничуть не смущается и не отступает от чарующей гармонии точек, линий и окружностей из-за того, что не находит их в эмпирическом мире.
Наше время внесло существенные изменения в традиционное понимание ненасилия: они связаны с именами и практической деятельностью Г. Торо, Л.Н. Толстого, в особенности M. Ганди и М.-Л. Кинга, их организованных в различные группы и движения последователей во всем мире. Для современной концепции ненасилия, которая существует не только и не столько как теоретическая конструкция, но прежде всего как сумма практических опытов, характерны, по крайней мере, два важных момента.
Во-первых, ненасилие органически увязано с борьбой за справедливость, оно рассматривается как действенное, при том более действенное, чем другие, и адекватное средство в этой борьбе. Ненасильственная борьба есть единственно возможный и реальный путь к справедливости.
В свете такого понимания иначе воспринимается и евангельская заповедь непротивления злу, она, как пишет Жан Госс означает требования: а) не подчиняться несправедливости, сопротивляться ; б) не прибегать к ответному насилию; в) подставляя левую щеку, обращаться к совести господина, принуждая его к изменению.
Во-вторых, ненасилие, способное преобразовать отдельного человека и межличностные отношения, способно также преобразовать общественные институты, взаимоотношения больших масс людей, классов, государств.
Не существует проблемы этического оправдания ненасилия, обоснования его предпочтительности перед насилием, ибо это вещи самоочевидные. Мало кто сомневается, что ненасилие лучше, чем насилие. Те общественные движения и институты, которые практикуют насилие и те теории, которые включают его в позитивный контекст, делают это, как правило, апеллируя к чувству реализма; они принимают насилие скорее как данность, чем как желанное состояние. Адепты насилия, как правило, стыдливы, что, между прочим, свидетельствует об их слабости. Даже марксизм, весь сотканный из праведного гнева, доходящего местами до романтизации насилия, содержит ряд существенных оговорок, которые обозначают определенную моральную дистанцию по отношению к нему (этически оправдывается только революционное насилие, увязанное с целями освобождения трудящихся от угнетения, да и оно рассматривается в исторически затухающей перспективе.. ибо, по известному выражению В. И. Ленина, в коммунистическом идеале нет места насилию). Основная критика в адрес концепции ненасилия идет по той линии, что она утопична, является красивой мечтой, что ее нельзя использовать в дело.
Ненасилие — это и всеобщая, и вполне предметная, даже технологичная парадигма поведения. Обоснование реальности, практической осуществимости ненасильственной альтернативы является основной теоретической задачей этики, а реальные опыты ненасильственной деятельности — основными аргументами. Этика ненасилия представляет собой теоретизирование в терминах жизни, она есть одновременно и теория, и практическое усилие.

0

70

70. Понятие ценности и его роль в познании
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей.
В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.
Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения софистов, все ценности индивидуальны и относительны. Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым, в частности, относятся человек, счастье, справедливость и т.д. Но вместе с тем он утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям. Мудрость состоит как раз в «постижении умом вещей по природе наиболее ценных».
В Средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.
И. Кант впервые употребляет понятие ценности в специальном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности — это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности».
После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей. Один из них - аксиологический трансцендентализм (Г. Риккерт). Здесь ценность не объективная реальность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей.
В современной литературе также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане и религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков.
Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность — это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.
В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и образуют целостность мира каждого человека.
Что касается науки, то часто встречаются две крайности. В одной из них наука отлучается от мира ценностей. Другая крайность видит в науке, ее понятиях и принципах одни только ценности, не различает должным образом фактуальные и ценностные суждения.
Одна из самых характерных концепций "воздержания от оценки" принадлежит Максу Веберу. Наука для немецкого мыслителя едина, везде - и в естествознании, и в обществознании (истории, социологии) - действуют одни и те же критерии научности, восходящие в конечном счете к каузальному объяснению. Самое большее, что может оценка, - это указать, и то очень приблизительно, направление поиска причинных объяснений.
Наука, по Веберу, должна быть ценностно нейтральной, свободной от оценок. При этом защищаются: научная мысль - от "несанкционированного" вторжения идеологии, религии, политики, а университетское преподавание - от кафедральных демагогов, несущих в аудиторию не истины (строгое научное знание), а свои мировоззренческие взгляды, партийно-политические пристрастия, вообще "практические советы" (разговоры "за жизнь").
Как всегда, истину нужно искать где-то посередине. Наука не может функционировать вне общества, общественного контекста, безусловно насыщенного ценностями. Это контекстуальные, "внешние" по отношению к науке ценности. Но можно говорить и об "интекстуальных", внутренних, собственно научных ценностях, той же истине, критичности, интеллектуальной честности и т.д. Универсальная ценность для науки – истина.
Истина - это не только соответствие мыслей действительности. Есть в ней, скажем, и мировоззренческий аспект. Иногда он становится определяющим.
Особенно велика роль ценностей и оценок на переломных этапах развития науки, когда приходится искать совершенно новые решения, выбирать между конкурирующими подходами, намечать направления дальнейших исследований. Оценки незаменимы и при определении того, чем можно и чем нельзя заниматься в науке (нельзя ставить, например, эксперименты на людях, клонировать человека - пусть пока), а также при общественной экспертизе практического применения научных исследований (нельзя, к примеру, использовать какие-то мирные разработки в военных целях). Ценности и оценки являются важным фактором внутренней детерминации науки. Они помогают наладить и успешно вести научное исследование.
Перефразируя одно крылатое выражение, можно сказать, что у того, кто пренебрегает ценностями, нет сердца, а у того, кто игнорирует научные достижения, нет головы.

0


Вы здесь » vf » Тестовый форум » 12


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно